ИСТОРИЯ И АРХЕОЛОГИЯ НОВОРОССИЙСКА И ОКРЕСНОСТЕЙ

  • Автор
  • Сообщение
Не в сети
Администратор
Сообщения: 61
Зарегистрирован: 15 авг 2012, 15:58
Откуда: Новороссийск
Контактная информация:

Re: ИСТОРИЯ И АРХЕОЛОГИЯ НОВОРОССИЙСКА И ОКРЕСНОСТЕЙ

Сообщение Михаил Шавернев » 01 янв 2013, 15:25

http://novorab.ru/ArticleSection/Details/4214/1
27.10.11 г. 13:25
Строители нашли зенитчиков
В центре Новороссийска обнаружено самое крупное за последний год немецкое захоронение. На останки сразу пяти солдат вермахта наткнулись рабочие одной из строительных компаний, прокладывавшие силовой электрокабель по улице Московской.
Изображение
Уже через несколько часов на месте обнаружения человеческих останков работали криминалисты ОВД и местные поисковики. Как сообщил газете руководитель новороссийского центра поисковых работ Андрей БАБИЕЦ, им удалось найти не только различные фрагменты костей, но и предметы, по которым можно установить имена и фамилии немецких солдат, а также подразделение, к которому они были приписаны.

– Среди таких вещей – солдатские жетоны, – добавляет Андрей Ильич. – В земле были найдены также пуговицы от шинелей, немецкие монеты, фонарики и некоторые другие личные вещи солдат.

В настоящее время по Интернету ведется переписка с представителями Народного союза Германии по уходу за военными захоронениями, чтобы выяснить, к какой части были приписаны погибшие. Но, как правило, установление личностей немецких солдат затягивается, поскольку запрашиваемая поисковиками информация не всегда предоставляется союзом вовремя.

Нынешняя находка – далеко не первая. Останки солдат обнаруживают в Новороссийске повсеместно. В районе же улицы Московской, по предварительной версии поисковиков, располагалась немецкая зенитная батарея.

– О найденных останках нам сообщают в основном строители, проводящие земляные работы, – добавляет Андрей Бабиец. – Информация поступает также из полиции и ФСБ. Сотрудники этих ведомств оказывают большую помощь при идентификации останков. С начала нынешнего года на территории города обнаружены останки шести немецких и сорока четырех советских солдат.

В ближайших же планах поисковиков обследовать район Неберджаевского водохранилища и склоны горы Колдун.

Виталий ЧАЙКА.

http://www.yugopolis.ru/news/social/201 ... vye-raboty

13.48 | 27.10.2011
В Новороссийске найдено захоронение солдат вермахта
В центре Новороссийска обнаружено самое крупное за последний год немецкое захоронение.

Изображение
Фото: nnm.ru
На останки сразу пяти солдат вермахта наткнулись рабочие одной из строительных компаний, прокладывавшие силовой электрокабель по улице Московской, пишет в свежем номере «Новороссийский рабочий».

В могиле удалось найти не только различные фрагменты костей, но и предметы, по которым можно установить имена и фамилии немецких солдат, а также подразделение, к которому они были приписаны.

Сейчас новороссийские поисковики ведут переписку с представителями Народного союза Германии по уходу за военными захоронениями, чтобы выяснить, к какой части были приписаны погибшие.

Нынешняя находка – далеко не первая. Останки солдат обнаруживают в Новороссийске повсеместно. В районе же улицы Московской, по предварительной версии поисковиков, располагалась немецкая зенитная батарея.

С начала нынешнего года на территории города обнаружены останки 6 немецких и 44-х советских солдат.
_________________
Консалтинг ВЭД, таможенные споры http://free-ved.com https://www.facebook.com/freeved https://www.facebook.com/groups/939516409465698

Не в сети
Администратор
Сообщения: 61
Зарегистрирован: 15 авг 2012, 15:58
Откуда: Новороссийск
Контактная информация:

Re: ИСТОРИЯ И АРХЕОЛОГИЯ НОВОРОССИЙСКА И ОКРЕСНОСТЕЙ

Сообщение Михаил Шавернев » 01 янв 2013, 21:34

http://www.zorich.ru/games/bb/campaign4.htm
Черные бушлаты

Битва за Новороссийск. Танковый десант в Южной Озерейке.
"Малая земля". Прорыв "Голубой линии"
Изображение
Общая обстановка с июля 1942 по январь 1943. Во второй половине июня 1942 года все возможности по обороне Севастополя были исчерпаны. Город пал в конце месяца, но его защитники бились на полуострове Херсонес до 7 июля (а согласно ряду исследований – и до 14.07).
Увы, на фоне грандиозного немецкого наступления из района Харькова в направлении Дона, а затем – Волги и Кавказа, потеря Севастополя смотрелась малозначительным военным эпизодом. В то страшное лето на кону стояло само существование Советского Союза.
В августе загремели бои под Сталинградом и на Кавказе. На черноморском побережье с огромным трудом немцев удалось задержать на восточном берегу Цемесской бухты. Вышло так, что город Новороссийск и его порт оказались в руках врага, но продолжить наступление на юго-восток по Туапсинскому шоссе вдоль моря немцам не дали. Новороссийск просматривался советскими войсками с другого берега Цемесской бухты, город держали под обстрелом наши береговые батареи.
Изображение
Однако, положение оставалось критическим. Если бы противник смог развить наступление через перевалы Главного Кавказского хребта – а к этому в сентябре-октябре 1942 года некоторые предпосылки имелись – то, конечно, Новороссийский оборонительный район был бы обречен.
И когда казалось, что район Новороссийска и всё кавказское побережье вот-вот станут добычей врага, на Волге прогремели оглушительные залпы советского контрнаступления. Стальные клещи механизированных корпусов сомкнулись в глубоком тылу армии Паулюса. Развивая наступление, советские войска двигались в общем направлении на Ростов, стремясь выйти к Азовскому морю.
Соответственно, благодаря успехам Сталинградского, Донского, Юго-Западного и Воронежского фронтов к началу 1943 года над немецкими войсками по всему Кавказу – от Новороссийска до Орджоникидзе и Маглобека – нависла угроза стратегического окружения.
Обстановка на южном фланге фронта радикально изменилась в пользу Советского Союза. Черноморский флот, 56-я и 18-я армии, действовавшие на приморском направлении, получили приказ Ставки о переходе в наступление.

Десант у Южной Озерейки. Судьба "Стюартов". Южная Озерейка – небольшая деревня, расположенная к юго-западу от Новороссийска. В ночь на 4 февраля 1943 года туда были направлены главные силы десанта, призванного выйти в тыл немецким войскам, защищающим Новороссийск.
Для усиления первой волны десанта впервые на Черном море был задействован отдельный танковый батальон. Этот батальон имел номер 563 и был вооружен 30 ленд-лизовскими легкими танками М3 "Стюарт" американского производства. Для высадки танков привлекались три несамоходных баржи типа "болиндер". На каждую из них грузились по 10 танков и 2 грузовика с предметами МТО. Баржи буксировались в район высадки тральщиками, но уже непосредственно подводить "болиндеры" к берегу должны были буксиры "Алупка", "Геленджик" и "Ялта".
К обеспечению операции привлекались значительные силы Черноморского флота, в том числе крейсера "Красный Крым" и "Красный Кавказ", лидер "Харьков", эсминцы, канонерские лодки "Красный Аджаристан", "Красная Абхазия" и "Красная Грузия".
По ставшей уже традиционной схеме высадку передового штурмового отряда обеспечивали в основном катера-охотники МО-4.
Советское командование надеялось, что слаженный удар корабельной артиллерии, морских пехотинцев и танкистов позволит быстро сокрушить румыно-немецкую оборону на побережье и нанести гарнизону Новороссийска смертельный удар в спину.
К сожалению, артиллерийская подготовка высадки, проведенная кораблями, оказалась малоэффективной. На подходе к берегу катера и "болиндеры" были освещены прожекторами и ракетами, противник открыл огонь из пушек, минометов, пулеметов.
Участок побережья удерживался румынами из 10-й пехотной дивизии, но "армировала" их оборону немецкая батарея 88-мм зенитных пушек, пресловутых "Acht komma Acht" ("восемь запятая восемь" – в немецкой нотации калибр пушек обозначается в сантиметрах, в данном случае – 8,8). Эти мощные орудия были смертельно опасны для всех видов десантно-высадочных средств, задействованных под Южной Озерейкой.
В итоге ценой потери всех "болиндеров" и значительной доли матчасти 563-го отб на берег удалось высадить, по разным данным, от 6 до 10 боеспособных танков "Стюарт". Также были десантированы около 1500 морских пехотинцев (часть первого эшелона десанта), а именно 142-й и частично два других батальона 255-й морской стрелковой бригады.
К сожалению, бой на берегу велся недостаточно организованно. Командиры, оставшиеся на борту кораблей, не получали своевременной информации о действиях высаженных на берег подразделений и были лишены возможности руководить боем.
В результате командование было вынуждено отказаться от продолжения операции и отозвало корабли, а вместе с ними – и основную массу войск.
Грустная ирония судьбы заключалась в том, что вскоре после рассвета нашему десанту на берегу наконец-то удалось достичь заметного тактического успеха. Во фланг и тыл противнику вышла группа морских пехотинцев. У командира немецкой 88-мм батареи не выдержали нервы и он приказал расчетам отойти, взорвав предварительно орудия.
Подрыв 88-мм зениток полностью деморализовал румын. Часть из них разбежалась, часть – сдалась "черным бушлатам" в плен.
В итоге, морская пехота выиграла бой за высадку, но воспользоваться успехом было уже некому – корабли с десантом уходили назад, на восток.
Однако, верные долгу, в упорном бою наши морские пехотинцы при поддержке нескольких танков "Стюарт" овладели Южной Озерейкой. После отдыха десантный отряд продолжил наступление. К вечеру 4 февраля моряки достигли Глебовки и заняли ее южную окраину.
Увы, на этом успехи предоставленного самому себе десанта закончились. Немцы весьма оперативно стянули в район значительные силы: горнострелковый батальон, танковый батальон, четыре артиллерийские и две противотанковые батареи, зенитные орудия. Румыны тем временем вернули себе никем не охраняемое побережье в районе Южной Озерейки, полностью отрезав наш десант от моря.
Осознавая бесперспективность дальнейшей борьбы, часть бойцов во главе с комбатом-142 Кузьминым решили прорываться на Мысхако, в район, занятый успешным десантом бойцов майора Куникова. А группа из 25 человек ушла к побережью в направлении озера Абрау, надеясь на встречу с партизанами.
Ф.В. Монастырский, комиссар 83-й бригады морской пехоты, передает слова лейтенанта, вышедшего от Южной Озерейки к своим, на плацдарм Мысхако:
"Не страшно было схватиться с врагом, пусть его хоть вдесятеро больше нас. Каждый готов был драться насмерть. Но как было добраться до противника через этот сплошной огневой заслон? Потом подошли фашистские танки. Мы пустили в ход противотанковые ружья, гранаты. Много тут полегло наших, но и гитлеровские танки вспыхивали или крутились на месте, подбитые. После этого мы осмелели, сделали рывок вперед, заняли рубежи у реки Озерейка. Утро и день держались там. Все посматривали на море, думали – прибудет нам подмога или нет? Потом узнали, что основной десант высаживается на Мысхако и нам нужно самостоятельно пробиваться туда. Как пробивались – не рассказать. Дрались, пока могли, не упускали ни одной возможности ударить по врагу, нанести урон. Ну, а когда не осталось уже ни рот, ни патронов, ни сил для драки, побрели по лесу кто как мог."
Изображение
Капитан первого ранга Г.А. Бутаков.
В ходе высадки десанта у Южной Озерейки
командовал бригадой канонерских лодок.
Изображение
Канонерская лодка "Красная Грузия" в камуфляже. 1942-1943 гг.


Десант у Станички. Одновременно с операцией в Южной Озерейке в ночь на 4 февраля в районе деревни Станичка (южное предместье Новороссийска) на западном побережье Цемесской бухты высаживался вспомогательный морской десант в составе штурмового батальона моряков-добровольцев, которым командовал майор Цезарь Львович Куников.
Батальон был небольшим по численности, 276 человек, но данной части было суждено стать подлинной жемчужиной советской морской пехоты на Черном море. Отбор в батальон Куникова был очень строгим, бойцы проходили усиленную подготовку к морскому десантированию на специально оборудованном полигоне в районе Геленджика. Таким образом, батальон Куникова был первым специализированным "рейнджерским" подразделением в советской морской пехоте.
Вот как описывает подготовку куниковцев вице-адмирал Г.Н.Холостяков, в те дни – начальник Новороссийской военно-морской базы, ответственный за проведение десантов под Новороссийском:
"Кроме автомата и гранат каждому десантнику необходимо было холодное оружие. Однако снабдить им почти триста бойцов оказалось не просто – вещь "нетабельная". Пришлось организовать изготовление кинжалов кустарным способом. В кузнице Геленджикской МТС, где теперь хозяйничали судоремонтники, их ковали из старых вагонных рессор и заостряли на ручном точиле. Холодное оружие предназначалось не только для рукопашных схваток при сближении с противником вплотную, но и для поражения врагов на расстоянии – десантников учили метать кинжалы в цель. Я видел, как здорово это получалось у самого Куникова.
...
Мы с Бороденко часто наведывались в отряд и однажды попали как раз на практическую стрельбу из ПТР. Первым стрелял Куников, за ним остальные – было отпущено по патрону на человека. Предложили стрельнуть и нам с Иваном Григорьевичем. Осрамиться перед десантниками очень не хотелось, и я был рад, что удалось пробить щит...
По просьбе Куникова ему доставили несколько трофейных немецких пулеметов, автоматов и карабинов с боезапасом к ним, а также немецкие гранаты. Оружие врага тоже подлежало освоению – в десанте иной раз приходится пользоваться и им. В боевой группе лейтенанта Сергея Пахомова, где подобрались бойцы, причастные по прошлой службе к артиллерии, изучали даже немецкие легкие орудия. И не напрасно."
Высадка морпехов Куникова под Станичкой прошла на удивление успешно. Потери были символическими: трое раненых, один убитый! Десантники овладели Станичкой и начали расширение плацдарма.
В свете сложившейся ситуации было принято решение рассматривать захваченный Куниковым плацдарм как основной и перенаправить на него те силы, которые были отозваны из-под Южной Озерейки. Именно этому плацдарму было суждено войти в историю войны под названием "Малая земля". В специальной литературе и документах плацдарм обычно именуется Мысхако по названию мыса, который служит крайней юго-западной точкой Цемесской бухты, и одноименного селения, которое находится возле него.
После накачки на плацдарм под Станичкой значительных сил была предпринята попытка штурма Новороссийска. К сожалению, наша 47-я армия, пытавшаяся наступать вдоль восточного побережья Цемесской бухты, продвижения не имела. Из-за этого локальные успехи, достигнутые нашими десантниками в районе Станички, не были развиты и в феврале-марте 1943 года Новороссийск освободить не удалось.

Операция "Нептун". За два месяца тяжелейших боев плацдарм, захваченный штурмовым батальоном Куникова в районе Станички-Мысхако, удалось несколько расширить. Однако его протяженность все равно не превышала 8 км с запада на восток и 6 км с севера на юг. На этот клочок земли была переправлена часть сил 18-й армии, в том числе и части морской пехоты. Эти бригады и дивизии дамокловым мечом нависли над гарнизоном Новороссийска.
Примечательно, что помимо пехоты и артиллерии на плацдарм были доставлены и танки – легкие Т-60. Для этой цели использовались своеобразные мореходные паромы повышенной грузоподъемности, полученные путем попарного соединения борт о борт мотоботов типа ДБ.
В середине апреля командование противника начало операцию "Нептун". Ее целью было расчленить советский плацдарм надвое и сбросить воинов-малоземельцев в море.
Для уничтожения нашего десанта в районе Мысхако была создана специальная боевая группа генерала Ветцеля силой до четырех пехотных дивизий общей численностью около 27 тыс. человек и 500 орудий и минометов. К поддержке наступления с воздуха привлекались до 1000 самолетов. Морскую часть операции (под названием "Бокс") должны были выполнить три подводные лодки и флотилия торпедных катеров. Этим силам вменялось прервать морские коммуникации между "Малой землей" и портами Кавказа, через которые осуществлялось снабжение Западной группы 18-й армии на плацдарме.
17 апреля в 6.30 после сильной артиллерийской и авиационной подготовки противник перешел в наступление на Мысхако. Части 18-й армии, несмотря на ураганный огонь артиллерии и непрерывные бомбежки, сражались на своих позициях до последней возможности. Ценой больших потерь частям 4-й горнострелковой дивизии противника удалось осуществить вклинение в боевые порядки советских войск на стыке 8-й и 51-й стрелковых бригад.
Образовавшаяся "вмятина" в линии фронта на тактических схемах смотрится не так уж и страшно, но надо помнить, что немецких солдат от деревни Мысхако на берегу моря отделяли считаные километры. Чтобы рассечь плацдарм надвое, немцам, казалось, не достает лишь одного, последнего усилия. Поэтому в район вклинения были стянуты резервы обеих сторон и в течение нескольких дней там шли бои крайней ожесточенности.
20 апреля противник предпринял самое мощное наступление. Однако все попытки врага продвинуться вперед и очистить плацдарм разбились о стойкость советских десантников. Впрочем, бои начали стихать только 25 апреля, когда немцы признали полную бесперспективность продолжения операции и приступили к отводу войск на исходные позиции.
Очень важную роль в отражении атак противника сыграла наша авиация. Своими массированными действиями она сковала наступление частей генерала Ветцеля, заставила вражескую авиацию снизить свою активность. Начиная с 20 апреля, благодаря переброске на Кубань авиационных резервов Ставки, в воздухе над "Малой землей" наметился перелом в нашу пользу. "Черные бушлаты" и бойцы сухопутной армии на плацдарме проявили несгибаемую стойкость и фантастическое самопожертвование, но следует признать, что заслуги наших ВВС в деле удержания плацдарма – огромны.
Командование немецкой 17-й армии, ответственной за район Новороссийска, вынуждено было сообщить в штаб группы армий "А":
"Сегодняшнее авиационное наступление русских из района высадки десанта по Новороссийску и сильные атаки русского воздушного флота по аэродромам показали, как велики возможности русской авиации".
(Это немецкое донесение, процитированное по книге мемуаров маршала А.А. Гречко "Битва за Кавказ", в неизменном виде кочует по множеству советских книг и мемуаров; к сожалению, его первоисточник мне неизвестен.)
Таким образом, немецкая операция "Нептун" потерпела крах. "Малая земля" осталась постоянно действующим оперативным фактором вплоть до самого освобождения Новороссийска.
Старшему поколению достаточно широко известен тот факт, что будущий Генсек КПСС СССР Л.И. Брежнев в те дни носил звание полковника и был начальником политотдела 18-й армии. Участию Брежнева в битве за Новороссийск посвящены его мемуары "Малая земля".
Также кто-то, возможно, еще помнит, что во время перестройки публиковались "смелые разоблачения": дескать, Брежнев трусил посещать "Малую землю", а его мемуары – фикция.
Полковник И.М. Лемперт, бывавший на "Малой земле" в качестве политработника 7-го отдела Политуправления ЧФ, опровергает эти необоснованные домыслы:
"Начальник политотдела 18-ой армии полковник Брежнев на "Малой земле" был лично и неоднократно!
Мне доводилось его встречать и в Кабардинке, куда я приехал к Брежневу вместе с художником Пророковым, и на самом малоземельском плацдарме летом и осенью 1943 года. Кстати, Брежнев имел в войсках очень хорошую репутацию, и считался среди солдат – настоящим комиссаром. Он был очень обаятельным и душевным человеком, харизматической личностью."

"Голубая линия". Как уже должно быть ясно из вышеизложенного, несмотря на угрожающую стратегическую обстановку немецкая 17-я армия не получила разрешения в январе-феврале 1943 года на отход в Крым. Советское наступление временно остановилось, фронт стабилизировался по линии Азовское море – Киевское – Крымская – Нижнебаканская – Новороссийск. По указанной линии и в ее тылу немцы начали возводить мощные оборонительные рубежи, совокупность которых получила кодовое наименование "Голубая линия".
Крайним южным, чрезвычайно важным узлом "Голубой линии" стал город Новороссийск.
Оборону в районе Новороссийска противник готовил в течение года. Выгодные условия местности, а также наличие в достаточном количестве цемента (значительное количество которого добывалось в окрестностях города) позволяли противнику создать прочную оборону. Большинство тяжелых пулеметов и часть орудий, выдвинутых в первые траншеи, были укрыты в железобетонных сооружениях. Что, обратим внимание читателя, вообще-то являлось невиданной роскошью для большинства других участков Восточного фронта.
Наиболее сильные опорные пункты противник имел на горе Сахарная Голова и в районе цементного завода "Октябрь". В каждом из этих районов было оборудовано до 36 дзотов и до 18 дотов.
На обратных скатах высот были оборудованы убежища в виде глубоких "лисьих нор" или блиндажи с сильными железобетонными перекрытиями, которые выдерживали прямое попадание тяжелого артиллерийского снаряда или 250-килограммовой авиабомбы.
Подступы к переднему краю обороны были прикрыты проволочными заграждениями и сплошными минными полями.
Опасаясь десанта, немцы укрепили и морское побережье. Так, на участке электростанция – цементный пирс было построено пять пулеметных дотов, а на восточном моле у входа в гавань – пушечный дот.
Отдельно стоящие каменные здания в Новороссийске и здания на углах улиц были превращены в опорные пункты. Окна первого и второго этажей были заделаны кирпичом на цементном растворе, а в стенах домов пробиты амбразуры. Стены зданий были усилены с внешней стороны дополнительной кирпичной кладкой, а с внутренней – мешками с песком. Перекрытия между этажами усиливались трамвайными рельсами или толстой прокладкой из железобетонных плит. Лестничные клетки, как правило, были завалены мешками с песком или камнями, а между этажами проделаны специальные лазы.
Укрепленный дом имел два и более ходов сообщения, по которым гарнизон дома в случае необходимости мог перейти в другой дом или отойти в тыл. Гарнизон укрепленного здания располагался обычно в подвалах или в специально оборудованных под домом казематах. Огневые средства располагались по ярусам: в нижнем этаже тяжелые пулеметы и 75-мм орудия, на втором и третьем этажах – автоматчики, легкие пулеметы, а иногда и 37-мм орудия.
Таким образом, хочется заострить внимание на одной примечательной детали. Хотя к 9 сентября 1943 года Красной Армии уже удалось вернуть в боях часть оккупированной территории страны и, в частности, отбить у противника ряд крупных городов (в том числе Ростов-на-Дону – дважды и Харьков – дважды), можно утверждать, что Новороссийск являлся наиболее серьезным городом-крепостью из всех, с которыми пришлось иметь дело нашим войскам до того момента.
Конечно, особняком стоит Сталинград, который был к ноябрю 1942 года почти полностью занят немецкими войсками и который впоследствии немецкая пропаганда объявила "крепостью на Волге". Действительно, уже в ходе советского контрнаступления уличные бои в Сталинграде продлились долго и отличались крайним упорством. Однако, именно в отношении качества продуманного, планомерного инженерного оборудования позиций и плотности фортификационных сооружений Новороссийск представляется более серьезным "фестунгом", чем Сталинград.

Десант в Новороссийск. К сентябрю 1943 года советские войска на приморском направлении получили достаточные подкрепления и подготовили новую операцию по освобождению Новороссийска. Ее "изюминкой" должна была стать массированная высадка десанта непосредственно в Новороссийский порт. По дерзости замысла эта операция составляет достойную конкуренцию Феодосийскому десанту и, наряду с ним, может быть признана одним из самых славных деяний советской морской пехоты.
Силы высадки состояли из трех десантных отрядов и отряда обеспечения высадки десантных войск. Он делился на четыре группы: группу прорыва и уничтожения огневых точек на молах (эта же группа катеров преодолевала боносетевые заграждения, запиравшие вход в гавань), группу атаки берега, группу атаки порта, которые должны были нанести торпедный удар по вражеским укреплениям на берегу в местах высадки десантов, и группу прикрытия операции с моря.
Всего в составе сил высадки насчитывалось около 150 боевых кораблей, катеров и вспомогательных судов Черноморского флота.
Самые ответственные роли в десанте принадлежали различным боевым и вспомогательным катерам: торпедным Г-5, катерам-охотникам МО-4, катерам-тральщикам КМ, мотоботам ДБ и др.
В Новороссийском порту десантировались 393-й отдельный батальон морской пехоты под командованием капитан-лейтенанта В.А. Ботылева, 255-я морская стрелковая бригада, 1339-й стрелковый полк 318-й стрелковой дивизии.
Общее руководство десантной операцией осуществлял командующий флотом вице-адмирал Л.А. Владимирский, командиром сил высадки был назначен командир Новороссийской военно-морской базы контр-адмирал Г.Н. Холостяков.
К 9 сентября подготовительные мероприятия к наступлению завершились. В 2 часа 44 минуты 10 сентября все десантные отряды заняли свои места на исходной линии. Сотни орудий и минометов обрушили огонь на оборонительные позиции противника к востоку и югу от Новороссийска, по порту, а также побережью. Одновременно мощный бомбовый удар нанесла авиация. В городе начались пожары. Дымом заволокло молы и порт.
Вслед за этим по порту нанесли удар торпедные катера. 9 торпедных катеров группы прорыва во главе с командиром 2-й бригады торпедных катеров капитаном 2-го ранга В.Т. Проценко атаковали огневые точки на молах, подошли к бонам, высадили там штурмовые группы, быстро подорвали боносетевые заграждения и дали сигнал, что проход в порт открыт.
В это же время 13 торпедных катеров под командованием капитана 3-го ранга Г.Д. Дьяченко атаковали вражеские объекты на берегу. Сразу вслед за этим в порт прорвалась третья группа торпедных катеров во главе с капитан-лейтенантом А.Ф. Африкановым. Они выпустили торпеды по причалам и местам высадки десанта.
По оценкам адмирала Холостякова, торпедами было разрушено либо выведено из строя до 30 дотов и дзотов. "Морской атлас" дает другое число – 19. В любом случае не приходится сомневаться, что подрыв порядка 40-50 торпед вблизи от прибрежных немецких огневых точек внес существенный вклад в расстройство противодесантной обороны врага.
Из 25 торпедных катеров, участвовавших в обеспечении высадки, погибли два. Экипаж одного из них, выбравшись на берег, сражался там во главе со своим командиром Иваном Хабаровым вместе с десантниками.
После того как подрыв боносетевых заграждений и удар торпедных катеров расчистили дорогу в порт, туда устремились катера-тральщики и катера-охотники с штурмовыми группами первого эшелона.
К утру в общей сложности было десантировано порядка 4 тыс. человек. Цифра весьма внушительная, если вспомнить, что под Григорьевкой высаживались 2 тыс. бойцов, а в районе Южной Озерейки удалось высадить всего 1,5 тыс. Для дезорганизации противника и нанесения вспомогательных ударов во фланги и тыл новороссийскому гарнизону этих сил вполне могло бы хватить. Но – при условии, что войска 20-го стрелкового корпуса, наносящие удар с "Малой земли", а равно 318-я стрелковая и части 55-й гвардейской дивизий, наступающие совместно с частями усиления вдоль восточного берега Цемесской бухты, выполнят поставленные на 9 сентября задачи наступления.
К сожалению, 20-й ск продвижения не имел, 318-я сд и штурмовой отряд 55-я гв.сд также продвинулись за день незначительно. Бои за Новороссийск приняли затяжной, ожесточенный характер.
Части морской пехоты в порту и его окрестностях были отрезаны друг от друга, вели бой в окружении.
11 сентября в Новороссийск был высажен второй эшелон десанта: 1337-й стрелковый полк все той же 318-й сд и части 255-й мсбр.
Вслед за тем в бой были введены основные силы 55-й гв.сд и 5-я гвардейская танковая бригада.
Но и после этого бои продолжались еще 5 дней, завершившись только 16 сентября полным освобождением города.
Таким образом, для взятия главной крепости "Голубой линии" нашим войскам при поддержке авиации и Черноморского флота потребовалась неделя упорных, непрерывных наступательных боев.

Итоги. Битва за Новороссийск началась 4 февраля 1943 года десантами у Южной Озерейки и Станички и закончилась только 16 сентября – после того, как морская пехота и сухопутные войска завершили выполнение поставленной задачи и полностью освободили город от врага.
Но затраченные усилия принесли богатые плоды. Падение Новороссийска означало взлом "Голубой линии". А это, в свою очередь, привело к полному оставлению 17-й армией противника всей Тамани. Тугой оперативный узел на южном фланге советского фронта был развязан, советские войска смогли вплотную приступить к подготовке освобождения Крыма...



Карты и схемы
Изображение
Схема 1. Боевые действия на Черном море в 1941-1942 гг.
Схема дает хорошее представление о пространственном размахе боевых действий на южном фланге советско-германского фронта до конца 1942 г. Также ясно виден предел продвижения немецких войск на Кавказе к ноябрю 1942 г. Обратим внимание, что к концу осени 1942 г. Новороссийск был крайней левой (юго-западной) точкой всего советско-германского фронта.
Изображение
Схема 2. Битва за Кавказ. Наступление советских войск в январе-марте 1943 г.
Примечательно, что при гигантском размахе советских наступательных операций в зимнюю кампанию 1943 г. Новроссийск продолжал оставаться в целом всё той же крайней юго-западной, неподвижной точкой советско-германского фронта. Эта схема позволяет лучше понять, насколько важное не только оперативное, но и символическое значение приобрел Новороссийск в 1943 г. в глазах командования обеих воюющих сторон.
Изображение
Схема 3. Высадка десанта под Южной Озерейкой и Станичкой. 3-4 февраля 1943 г.
Эта схема дает весьма полное представление о действиях катеров и кораблей во время высадки десанта в Южной Озерейке. В частности, четко обозначены места гибели буксиров, которые подводили болиндеры к берегу, а также точки, в которых высадили десантников канонерские лодки.
Изображение
Схема 4. Динамика фронта на "Малой земле" в феврале-апреле 1943 г.
Отражение немецкого наступления (операция "Нептун").
Изображение
Схема 5. Исходное положение сторон перед штурмом Новороссийска в сентябре 1943 г.
Организация вражеской обороны
Изображение
Схема 6. Действия торпедных катеров в Новороссийском порту перед высадкой десанта.
10 сентября 1943 года
Изображение
Схема 7. Действия 318-й стрелковой дивизии, десантных отрядов и
частей усиления по овладению Новороссийском. 10-16 сентября 1943 г.
Изображение
Схема 8. Новороссийская десантная операция. 9-16 сентября 1943 года
Изображение
Схема 9. Новороссийско-Таманская наступательная операция. Прорыв "Голубой линии".
9 сентября – 9 октября 1943 года



Иллюстрации
Изображение
Фото 1. Эсминец "Бдительный", потопленный немецкой авиацией в Новороссийске. Июль 1942 г.

Изображение
Фото 4. Слева – легкая советская горная установка 8-М-8 для пуска реактивных снарядов РС-82.
Справа – группа ее создателей во главе с военинженером 3-го ранга А.Ф.Алферовым.
Осень 1942 года
Именно появление этих легких и малогабаритных пусковых установок навело Н.Сипягина (командира одного из дивизионов сторожевых катеров, дислоцированных в районе Сочи) на мысль усилить огневой потенциал "мошек" (катеров-охотников МО-4) 82-мм реактивными снарядами.
Изображение
Фото 5. Установка 8-М-8 для пуска реактивных снарядов РС-82.
Данный вариант несколько отличается от представленного на фото 4
и дает более полное представление об этом устройстве.
Экспозиция Центрального Музея Вооруженных Сил (Москва).
Изображение
Схема 10. Размещение 4 ПУ 82-мм РС 8-М-8 на баке катера МО-4.
Реконструкция Ю.Н.Жутяева, автора статьи "Реактивные пусковые установки 8-М-8 на малых охотниках Черноморского флота, 1942-1943 годы" (Альманах "Гангут", вып.25)

Четыре МО-4, вооруженных подобным образом, 26 декабря 1942 года произвели мощный огневой налет на части противника, дислоцированные в районе хутора Алексин (22 км юго-западнее Новороссийска). Они выпустили в общей сложности более 600 реактивных снарядов (легко сосчитать, что каждый катер в залпе мог выпустить 4х8=32 РС, 4 катера – соответственно, 128; а, насколько известно из документов, катера произвели по 4 перезарядки установок, то есть в общей сложности каждый катер дал 5 залпов).
Второе использование РС с морской подвижной платформы состоялось в ночь на 4 февраля, во время высадки десанта штурмового батальона Ц.Л.Куникова под Станичкой. В качестве носителя РС был использован катерный тральщик КАТЩ-606 (мобилизованный гражданский сейнер "Скумбрия" водоизмещением 32 т), на котором удалось поместить 12 ПУ РС. В той же высадке, под Станичкой, в качестве носителя РС использовался малый охотник МО-084.
Итоги этих экспериментом были признаны удачными и, начиная с середины 1943 года, на флоте появляются различные боевые катера со штатными вариантами вооружения реактивными снарядами. Это и артиллерийские катера АКА на базе торпедных Г-5, и "минометные катера" на базе Я-5 "Ярославец", КМ-4 и десантных ботов ДБ, и различные типы бронекатеров.
Изображение
Фото 6. Болиндер. Так назывались баржи, при помощи которых под Южной Озерейкой
высаживались легкие танки "Стюарт" американского производства.
Лучше понять устройство этого судна позволяет схема.
Изображение
Фото 7. Легкие танки американского производства М3л "Стюарт" на марше.
Район Моздока, осень 1942
На Северном Кавказе в 1942-1943 гг. значительную долю всей советской бронетехники составляли ленд-лизовские машины – как "американцы", так и "канадцы", и "англичане". Это связано с близостью Ирана, через который – наряду с Мурманском и Владивостоком – шел интенсивный поток поставок от союзников.
Изображение
Фото 8. Танк Мк-3 "Валентин" (Mk III Valentine VII) канадского производства
из состава 151-й тбр Черноморской группы войск Закавказского фронта.
Это немецкая фотография – танк оставлен экипажем вследствие попадания снаряда в МТО.
Февраль 1943
Изображение
Фото 9. Легкий танк "Тетрарх" английского производства из состава 151-й тбр.
На башне сохранился аннглийский номер – танки были переданы Красной Армии
из состава 3-го батальона 9-го уланского танкового полка.
Северный Кавказ, март 1943.
Основное вооружение "Тетрархов" составляла 40-мм пушка при весьма скромном боевом весе машины порядка 7,5 т. "Тетрархи" были выпущены в Великобритании серией в 180 машин и предназначались в первую очередь для использования в составе воздушно-десантных войск. В частности, их можно было высаживать при помощи десантных планеров "Гамилькар". (Каковая возможность и была впоследствии использована при высадке в Нормандии.)
В Красную Армию в 1942 году попала партия из 20 "Тетрархов". В 1943 году они пошли в бой на Северном Кавказе и к 2 октября была потеряна последняя машина этого типа.
Нет точных данных относительно применения "Тетрархов" в морских десантных операциях на Черном море (достоверно известно только об использовании американских танков"Стюарт" под Южной Озерейкой), хотя малый вес делал эту машину вполне "посильной" даже для таких малотоннажных высадочных средств, как десантные боты ДБ проекта 165 (см.фото Х и Х1).
Однако, по мнению автора, нельзя исключать использования "Тетрархов" на "Малой земле", поскольку, согласно мемуарам адмирала Холостякова, туда при помощи ботов ДБ были доставлены танки Т-60 (и, возможно, несколько "Валентайнов" – если верить румынским ведомостям по захвату трофеев в районе плацдарма на Мысхако).
Изображение
Фото 10. Танки Т-60 с десантом на броне.
Закавказский фронт, август 1942
Использование легких Т-60 с 20-мм пушкой ТНШ в качестве линейных танков было, конечно, вынужденной мерой. Эти машины несли тяжелые потери и уже в 1943 году уцелевшие танки Т-60 Закавказского фронта были отведены в тыл, где некоторое время использовались для противодесантной охраны побережья в районе Туапсе и Геленджика. Затем, насколько мы можем судить по достаточно скупым данным, Т-60 были переправлены на "Малую землю" при помощи десантных ботов ДБ (см. ниже фото 23, 24). Там они провели лето 1943 г. и затем понесли достаточно серьезные потери при штурме Новороссийска в сентябре того же года.
Изображение
Фото 11. Обломки "Стюарта" на берегу моря под Южной Озерейкой.
На заднем плане хорошо видна севшая на мелководье и расстрелянная артиллерией баржа-болиндер.
Изображение
Фото 12. Обломки того же "Стюарта", другой ракурс.
Изображение
Фото 13. Уничтоженный болиндер с опущенной аппарелью. Южная Озерейка.
На переднем плане – обломки грузовика. Помимо 30 "Стюартов" с трех болиндеров должны
были также высадиться 6 грузовиков с предметами МТО.
Изображение
Фото 14. Тренировка бойцов штурмового батальона Ц.Куникова.
Северный Кавказ, 1943
Изображение
Фото 15. Бойцы штурмового батальона Ц.Куникова
Северный Кавказ, 1943
К сожалению, точно атрибутировать время и место, где делались подобные фотографий, достаточно затруднительно. Штурмовой батальон Ц.Л.Куникова был создан в начале 1943 года и до 4 февраля проводил усиленные тренировки в районе Геленджика. Затем пробил их час славы: десант под Станичкой и захват плацдарма, который затем стал основным.
Изображение
Фото 16. Куниковцы перед десантом.
Северный Кавказ, 1943
Изображение
Фото 17. Трофейная немецкая ЗСУ SdKfz 10/4 (полугусеничный тягач с 20-мм пушкой в кузове)
буксирует 2 37-мм зенитных орудия обр.1939 г.
Северный Кавказ, весна 1943
Изображение
Фото 18. Советские части вступают в город Краснодар.
Перед нами: батарея, оснащенная 76-мм полковыми пушками обр. 1927 года.
Февраль 1943 г.


Изображение
Фото 19. Советские морские пехотинцы ведут бой в Станичке (окраина Новороссийска),
плацдарм "Малая земля". Весна 1943


Изображение
Фото 23, 24. Десантные боты ДБ (проект 165) подготовлены
к переброске морем 122-мм гаубиц М-30. Северный Кавказ, Геленджик, 1943
С помощью таких небольших ботов, которые строились в маленьком русском городе Гороховец на реке Клязьма, осуществлялось снабжение советских войск на плацдарме Мысхако и, впоследствии, на плацдармах в Крыму в ходе Керченско-Эльтигенской десантной операции.

Изображение
Фото 25. Артиллерийский катер (Г-5 с пусковой установкой РС на рубке)
2-й Новороссийской бригады торпедных катеров в боевом походе

Изображение
Фото 26. Катера 2-й Новороссийской БТКА.
На заднем плане – артиллерийский катер с ПУ РС.

Изображение
Фото 27. Подготовка к постановке мин Р-1 (уложены в торпедные желоба)
с торпедных катеров Г-5. Черное море, 1943 г.
При проведении десантных операций с участием Г-5 именно торпедные желоба служили
главным вместилищем для морских пехотинцев.

Изображение
Фото 29. Капитан-лейтенант В.А.Ботылев,
командир 393-го отдельного батальона морской пехоты (обмп).
"Самая яркая личность Новороссийского десанта" по характеристике
командующего операции, вице-адмирала Г.Н.Холостякова

Изображение
Фото 30, 31. Слева – Старший лейтенант А.В. Райкунов.
Справа – капитан Н.В.Старшинов.
Старший лейтенант Райкунов – командир роты автоматчиков 393-го отдельного Новороссийского батальона морской пехоты Черноморского флота. Получил звание Героя Советского Союза за Новороссийский десант.
Капитан Н.В.Старшинов – заместитель командира 393-го обмп по политчасти. Тоже получил Героя.
Из описания подвига роты Райкунова: "В первом эшелоне этого десанта был 393-й отдельный батальон морской пехоты Черноморского флота, в котором служил Райкунов. Его рота автоматчиков под ураганным огнем противника высадилась на заминированные и опоясанные кольцом огневых точек причалы порта. Преодолев яростное сопротивление врага, взорвав два дота, автоматчики ворвались на набережную, заняли здания железнодорожного вокзала и элеватора, очутившись в центре города, в тылу обороны противника. Гитлеровское командование бросило против моряков все свои резервы. Враг предпринимал настойчивые попытки уничтожить десантников, восстановить утраченные позиции, ликвидировать опасность, нависшую с тыла. Бои приняли ожесточенный, кровопролитный характер.
Двадцать восемь контратак отбили автоматчики Райкунова. Без пищи, без воды, в полуразрушенном горящем здании элеватора они более шести суток сражались с численно превосходящим противником. Когда 12 вражеских танков подошли к горящему, но все еще удерживаемому моряками зданию элеватора, советские воины встретили их противотанковыми гранатами, а затем вызвали огонь нашей артиллерии на себя.
Рота Райкунова не отступила ни на шаг. В последующие дни вместе с подошедшими подкреплениями автоматчики приняли активное участие в очищении Новороссийска от захватчиков."
О том же бое в Новороссийске вспоминает Н.В.Старшинов: "Возле каждого окна первого этажа поставили по одному автоматчику. Большими силами мы не располагали. Я вооружился единственным имевшимся у нас противотанковым ружьем и вместе с Василием Ботылевым поднялся на второй этаж. Выбрав удобную позицию у маленького окна какого-то подсобного помещения, зарядил ружье. Не успел еще изготовиться к выстрелу по головному танку, как страшный грохот ворвался в комнату. Снаряд разворотил стену и тяжело ухнул в дальнем углу. Едкая пыль набилась в рот, уши. Что-то трещало, рушилось. Пол вздрогнул, покачнулся, и мы с Ботылевым оказались на первом этаже.
Со всех сторон к клубу подкрадывались немецкие автоматчики. Наши бойцы стреляли расчетливо, только наверняка — экономили патроны.
Первую атаку отбили. За ней последовали вторая, третья. С каждым новым броском противника наше положение усложнялось. Порой даже не верилось, что удастся выстоять. Но люди стояли! Если кто-либо падал от раны, то все равно, лежа, продолжал вести огонь по врагу." (из книги мемуаров "Зарево над волнами")

Изображение
Фото 32. Бой за Новороссийск. Сентябрь 1943 года

Изображение
Фото 33. Поврежденный СКА №0141 возвращается своим ходом на базу после
Новороссийской десантной операции. 9-10 сентября 1943 года.
В ходе высадки морской пехоты и стрелковых частей в Новороссийский порт ураганным пушечно-пулеметным огнем были потоплены и получили повреждения многие катера и суда Черноморского флота. Этой "мошке" повезло – она вырвалась из огненного ада и теперь полузатопленная упорно идет домой.

Изображение
Фото 34. Руины освобожденного Новороссийска. Сентябрь 1943

Изображение
Фото 35. Тральщик Т-406 "Искатель" обеспечивает высадку одного из десантов в рамках
Новороссийско-Таманской наступательной операции. 22 сентября 1943 года
_________________
Консалтинг ВЭД, таможенные споры http://free-ved.com https://www.facebook.com/freeved https://www.facebook.com/groups/939516409465698

Не в сети
Администратор
Сообщения: 61
Зарегистрирован: 15 авг 2012, 15:58
Откуда: Новороссийск
Контактная информация:

Re: ИСТОРИЯ И АРХЕОЛОГИЯ НОВОРОССИЙСКА И ОКРЕСНОСТЕЙ

Сообщение Михаил Шавернев » 01 янв 2013, 21:43

http://kladobooks.ru/

Очень интересный сайт, много интересных книг, но надо искать...

Изображение
_________________
Консалтинг ВЭД, таможенные споры http://free-ved.com https://www.facebook.com/freeved https://www.facebook.com/groups/939516409465698

Не в сети
Администратор
Сообщения: 61
Зарегистрирован: 15 авг 2012, 15:58
Откуда: Новороссийск
Контактная информация:

Re: ИСТОРИЯ И АРХЕОЛОГИЯ НОВОРОССИЙСКА И ОКРЕСНОСТЕЙ

Сообщение Михаил Шавернев » 01 янв 2013, 21:45

http://anapacity.com/dayving-anapa/czervonyj-kazak.html
Затонувшее Судно Червоный Казак
Вступил в строй в 1896 году. Бывший грузовой лихтер азовского государственного морского пароходства. До 1920 года носил название "Пророк Иона", до 1918 г. Т-335, до 1918 г. Т-235, до 1916 г. "Пророк Иона", в составе Черноморского флота с 03 июля 1941 г. Водоизмещение: 1050 тонн, скорость: 8,5 узлов. Вооружение: четыре орудия 45 мм, три пулемета, тралы. Экипаж 27 человек.
26 марта 1943 года тральщик Т-511 Червонный казак, бортовой номер 63, под командованием В. Ф. Белоконенко доставил пополнение в район Мысхако, после чего принял на борт раненых. При отходе от пирса корабль подорвался на магнитной мине и затонул. Погибло более 300 человек. По другим сведениям - во время перехода из Новороссийска в Туапсе. Место гибели тральщика Т-511 по данным послевоенного обследования в районе координат 44°37"N 37°37"E. Глубина около 45 метров. Обнаружено аквалангистами из города Новороссийска. Лежит практически на ровно киле. Видимых повреждений нет. На носу и корме установлены, два орудия небольшого калибра. Длина около 50 метров. Глубина около 48 метров. Возвышение над грунтом 7-8 метров.
Изображение
_________________
Консалтинг ВЭД, таможенные споры http://free-ved.com https://www.facebook.com/freeved https://www.facebook.com/groups/939516409465698

Не в сети
Администратор
Сообщения: 61
Зарегистрирован: 15 авг 2012, 15:58
Откуда: Новороссийск
Контактная информация:

Re: ИСТОРИЯ И АРХЕОЛОГИЯ НОВОРОССИЙСКА И ОКРЕСНОСТЕЙ

Сообщение Михаил Шавернев » 01 янв 2013, 21:49

_________________
Консалтинг ВЭД, таможенные споры http://free-ved.com https://www.facebook.com/freeved https://www.facebook.com/groups/939516409465698

Не в сети
Администратор
Сообщения: 61
Зарегистрирован: 15 авг 2012, 15:58
Откуда: Новороссийск
Контактная информация:

Re: ИСТОРИЯ И АРХЕОЛОГИЯ НОВОРОССИЙСКА И ОКРЕСНОСТЕЙ

Сообщение Михаил Шавернев » 01 янв 2013, 21:49

Затонувший самолет - бомбордировщик Бостон Дуглас А-20
Двухмоторный фронтовой бомбардировщик «Бостон» - Douglas «Boston» A-20 серии Boston III («Havoc» — «Разрушитель»), американского производства. Дата гибели неизвестна. По всей вероятности, самолет потерпел аварию или был сбит немецкой авиацией, в годы Великой Отечественной войны. Самолет случайно обнаружили в середине 90-х годов с борта НИС «Импульс» в р-не Голубой (бывшая Рыбацкая) бухты. Самолет практически цел, залегает на ровном песчаном грунте на глубине 36 м. Кабина штурмана смята влево, видимо, при ударе о дно после затопления. Хвостовое оперение разрушено по стыковочному узлу 372 и 3/4 (дюйма) линии фюзеляжа. Его элементы находятся на расстоянии от 3 до 8 метров. Просадка в грунт 20-30 см. Грунт — песок. Снаружи обильное обрастание мидиями (5-8 см), внутри фюзеляжа (в бомбовом отсеке) обрастание отсутствует. Есть доступ в кабину пилота и отсек стрелков задней полусферы, где свободно вращается на шаровом шарнире (не турель) крупнокалиберный пулемет Colt-Brouning 303. Останков членов экипажа либо амуниции и личных вещей не найдено. По рассказу очевидца события Полякова Алексея Васильевича (умер в 1995 г.), «Бостон» был атакован парой Me-109, один из которых был сбит огнем «Бостона» и упал в воду на удалении 1,2-1,5 км. В данный момент останки самолета являются объектом погружения местных дайв-центров г. Геленджика и Анапы. На самолете практически всегда установлен буй.

Погружение на затонувший самолет - бомбардировщик Дуглас А-20 Бостон
[video]http://www.youtube.com/watch?feature=pl ... kCz8iAe-M0[/video]
_________________
Консалтинг ВЭД, таможенные споры http://free-ved.com https://www.facebook.com/freeved https://www.facebook.com/groups/939516409465698

Не в сети
Администратор
Сообщения: 61
Зарегистрирован: 15 авг 2012, 15:58
Откуда: Новороссийск
Контактная информация:

Re: ИСТОРИЯ И АРХЕОЛОГИЯ НОВОРОССИЙСКА И ОКРЕСНОСТЕЙ

Сообщение Михаил Шавернев » 01 янв 2013, 21:52

http://www.anapacity.com/dayving-anapa/ ... ssiya.html

Линкор «Свободная Россия»
Заложен 17.10.1911 г. на заводе "Наваль" в Николаеве. Спущен на воду 24.05.1914 г., вступил в строй 5.10.1915 г. Изначально носил название "Екатерина II", с 14.06.1915 г. переименован в "Императрицу Екатерину Великую", а с 16.04.1917 г. - в "Свободную Россию".
Изображение
Водоизмещение: 23873-24960 тонн, длина: 169,46 м, ширина: 28,07 м, осадка: 8,36 м, мощность двигателей: 27000 л.с., скорость: 21 узлов.
Вооружение: 12 305-мм орудий, 20 130-мм орудий, 8 75-мм зенитных орудий, 4 7,62-мм пулемета, торпедных аппарата -4 (457-мм).
30 апреля 1918 г. убыл из Севастополя в Новороссийск. 18 июня 1918 г. для того чтобы линкор не достался наступающим германским войскам по приказу В. И. Ленина, корабль был торпедирован эсминцем "Керчь".
Изображение
По воспоминаниям командира "Керчи" В. А. Кукеля:
- С расстояния в 5 кабельтовых эсминец дал залп из двух торпед: одна взорвалась под линкором, другая прошла мимо. Корабль остался на плаву, лишь столб черного дыма поднялся над боевой рубкой. Через полчаса была выпущена третья торпеда, и хотя она взорвалась в кормовой части лнкора "Свободная Россия", тот не получил значительных повреждений, крен и дифферент отсутствовали. Четвертая торпеда взорвалась в районе кормовой башни, но корабль по-прежнему держался на поверхности. Следующая торпеда, выпущенная в середину корпуса линкора, внезапно повернула обратно. И только шестая торпеда завершила дело, вызвав взрыв погребов между второй и третьей башнями. Эффект взрыва был потрясающий. Столб бело-черного дыма поднялся выше мачт и закрыл своим основанием почти весь корабль... Когда дым несколько рассеялся, представилась удручающая картина: броня и бортовая обшивка как правого, так и левого борта отвалились, и в этой части корабля появилась огромная просвечивающая насквозь брешь. Через 2 мин. 3 с. после взрыва линкор стал медленно крениться на правый борт, с дифферентом на нос. Спустя еще 3 мин. 42 с. корабль перевернулся вверх килем. Все это сопровождалось страшным лязгом и грохотом срывающихся со своих оснований огромных трехорудийных 12-дюймовых башен, которые скатывались по наклонной палубе "Свободной России", сметая все на своем пути". Через 37 минут после взрыва корпус линкора скрылся под водой.
Изображение
В 1930-х годах ЭПРОНом были подняты две башни главного калибра, лежавшие рядом с корпусом. Сам линкор лежал на грунте вверх днищем на глубине 42 метра, возвышение над грунтом 13 метров. Прежде чем приступить к подъему корпуса, необходимо было изъять из погребов корабля боезапас - несколько сотен тонн снарядов и полузарядов с порохом. Для подъема боезапаса привлекли курсантов Водолазной школы под руководством опытных водолазов И. Т. Чертана и В. И. Правдина.

Линейный корабль «Свободная Россия»
Для проникновения в погреба возникла необходимость пробить лазы в днище линкора. Первый заряд сработал удачно, путь к одному из погребов был открыт. Чертан заложил еще один боезаряд над снарядным погребом. При взрыве заряда сдетонировали снаряды главного калибра. Вода взметнулась на высоту более 100 метров, волной притопило водолазный бот, с палуб катеров обеспечения смыло людей. Чертан, находившийся без шлема, в тяжелом водолазном снаряжении, волной был сброшен за борт. Курсантам едва удалось его спасти. При обследовании линкора комиссией ЭПРОНа, в связи с тем, что корпус сильно разрушился, было принято решение от подъема отказаться.
Линкор "Свободная Россия" - в последнее время достаточно посещаемый дайверами объект. Так, летом 2002 г. на него погружались аквалангисты клуба "Нептун-Про". Линкор лежит вверх килем, винты отсутствуют. Сильные разрушения носовой части корабля. Доступ во внутренние помещения затруднен.
Координаты линкора "Свободная Россия" - 44°36'N 37°53'E.
Изображение
Затопление кораблей Черноморского Флота «Ввиду безвыходности положения»
Черноморский флот весной 1918 года оказался в очень тяжелом положении. Грубо нарушив Брестский мир, войска империалистической Германии оккупировали большую часть Украины, захватили Одессу, Николаев, вторглись в Крым.


Советское правительство, Владимир Ильич Ленин принимали все меры к тому, чтобы сохранить Черноморский флот, не допустить того, чтобы он достался немцам. Выполняя указание партии, моряки Черноморского флота 29—30 апреля 1918 года увели в Новороссийск большую часть кораблей. В Новороссийске корабли оказались без топлива, без воды, без ремонтных средств...
Линкор «Свободная Россия» стоял на якоре напротив балки Адамовича, линкор «Воля» пришвартовался у стенки восточного мола. Большинство эсминцев стояли у первой и второй пристаней (сейчас первый широкий пирс), у каботажного причала...
На кораблях почти ежедневно проходили митинги и собрания. Одни выступавшие говорили, что надо идти обратно, в Севастополь. Другие высказывались за то, чтобы уйти на фронт, сражаться с белогвардейцами.
В конце первой декады мая, писал бывший машинист линкора «Свободная Россия» Н. Гамов, из Крыма группами и поодиночке в Новороссийск стали прибывать матросы, которые не смогли уйти вместе с эскадрой. Многие из них были разуты, одеты в штатское платье.
Матрос Тищенко рассказал, что сбежал из-под расстрела. В Инкермане немцы и гайдамаки погрузили оставшихся матросов в эшелон и направили в Джанкой, в тюрьму, где потом их группами расстреливали. Это Тищенко поведал и матросам «Свободной России», убеждая колеблющихся не возвращаться в Севастополь до тех пор, пока там не будет восстановлена Советская власть.
Захватив Севастополь, немцы категорически потребовали возвратить Черноморский флот в его главную базу и сдать Германии. Кайзеровские вояки угрожали репрессиями. Они двинули к Новороссийску свои войска.
В тревожные дни для Черноморского флота его судьбой лично занялся В. И. Ленин. 11 мая, в день, когда немцы выступили с ультиматумом, в проекте ноты наркома иностранных дел «Протест германскому правительству против оккупации Крыма» В. И. Ленин писал:
«1. Ни одного разу, ни в одном документе германское правительство не заявляло нам о том, будто наш флот участвовал в боях против немецких войск на Украине.
2. Поэтому соответствующее заявление в радио от 11 мая 1918 года явно неверно, не находит себе подтверждения в актах германского правительства...
3. Если наш флот ушел из Севастополя, то это сделано было лишь после наступления германцев и нападения на Севастополь, следовательно, в этом случае явно нарушен был Брестский договор германцами, а не нами».
Однако немцы настаивали на возвращении флота.
Правительство республики стояло перед дилеммой: требовалось сохранить в неприкосновенности Брестский договор и одновременно ни в коем случае не допустить захвата Германией Черноморского флота.
Глубоко изучив обстановку, чтобы не дать врагу захватить корабли, Советское правительство было вынуждено принять решение затопить Черноморский флот.
24 мая 1918 года В. И. Ленин написал на докладной записке начальника Морского генерального штаба такую резолюцию: «Ввиду безвыходности положения, доказанной высшими военными авторитетами, флот уничтожить немедленно. Председатель СНК В. Ульянов (Ленин)».
Немцы решили во что бы то ни стало овладеть флотом.
«Подводная лодка все время дежурит при входе в Новороссийск в надводном положении на глазах у всех, под самыми нашими батареями. Германские гидропланы летают над нашими судами на высоте всего 500 метров». Это строки радиограммы от 27 мая 1918 года.
Через день в Новороссийск командованию флота ушла секретная директива, подписанная В. И. Лениным:
«Ввиду явных намерений Германии захватить суда Черноморского флота, находящиеся в Новороссийске, и невозможность обеспечить Новороссийск с сухого пути или перевода в другой порт, Совет Народных Комиссаров, по представлению Высшего военного совета, приказывает вам с получением сего уничтожить все суда Черноморского флота и коммерческие пароходы, находящиеся в Новороссийске». 28 мая Владимир Ильич утвердил постановление Высшего военного совета о направлении в Новороссийск И. И. Вахрамеева, заместителя народного комиссара по морским делам. Ему были даны инструкции приступить к выполнению приказа правительства о потоплении флота. С И. И. Вахрамеевым перед его отъездом беседовал В. И. Ленин.
Выполнить директиву Совнаркома своевременно и срочно оказалось делом нелегким. Меньшевики, анархисты, эсеры, офицеры, настроенные контрреволюционно, выступали против потопления флота. За выполнение приказа В. И. Ленина настойчиво боролись коммунисты.
Вновь началось наступление германских войск, немцы потребовали не позднее 14 июня возвратить корабли в Севастополь.
Коллегия Народного комиссариата по морским делам направила 9 июня И. И. Вахрамееву и главному комиссару флота Н. П. Авилову-Глебову следующую секретную телеграмму:
«Так как срок немецкого ультиматума истекает 14 июня и так как флот защитить себя не в силах, то единственным исходом является своевременное уничтожение судов. Ввиду германского ультиматума правительство сочло себя вынужденным формально согласиться на возвращение судов в Севастополь. В этом смысле вам будет послан нешифрованный телеграфный приказ. Но вы обязуетесь его не исполнять и считаться только с отданными ранее предписаниями и с настоящей телеграммой. Флот должен быть уничтожен. Моряки обязаны понять, что правительство решается на эту страшную меру только потому, что другого исхода нет».
На линкоре «Воля» утром 11 июня открылось собрание делегатов от кораблей. На нем разгорелась острая борьба между большевиками и левыми эсерами, анархистами, украинскими буржуазными националистами. Собрание продолжалось до пяти часов вечера. Через час на «Воле» грянули три холостых орудийных выстрела. Это был условный сигнал. Моряки вернулись с берега.
С двенадцати ночи до шести утра продолжалось на «Воле» собрание представителей всех судовых команд. Так, утром 13 июня за потопление флота подали голоса 600, за продолжение борьбы с немцами до последней возможности и затопление флота в случае сдачи Новороссийска — 700, воздержались — 600 моряков. Ни одного голоса не было подано за возвращение в Севастополь.
И. И. Вахрамеев и Н. П. Авилов-Глебов, не сумев добиться потопления флота, покинули город.
В Новороссийск из Кронштадта по распоряжению В. И. Ленина экстренно выехал заместитель наркома по морским делам Ф. Ф. Раскольников. Владимир Ильич направил также 13 июня в Царицын телеграмму, в которой предлагал И. В. Сталину и А. Г. Шляпникову выехать без малейшего промедления в Новороссийск, дабы добиться исполнения флотом приказа правительства».
Однако из-за обострения положения у Царицына И. В. Сталин отправиться в Новороссийск не смог. Туда выехал А. Г. Шляпников. 16 июня он прибыл в Екатеринодар. На заседании ЦИК Кубано-Черноморской республики, кроме А. Г. Шляпникова, И. И. Вахрамеева, Н. П. Авилова-Глебова, присутствовала делегация моряков, прибывшая из Новороссийска с А. А. Рубиным. Всю ночь продолжалось заседание. ЦИК принял решение просить правительство об отсрочке выполнения распоряжения о флоте.
Узнав об этом, В. И. Ленин и Я. М. Свердлов 16 июня направляют в Екатеринодар на имя ЦИК Совета Кубано-Черноморской республики телеграмму с требованием «поддержать Наморси всем вашим авторитетом, если понадобится, материальной силой, для обеспечения выполнения отданных ему приказов».
Тем временем контрреволюционное офицерство начало готовить корабли к переходу в Севастополь. 17 июня вышли и стали на внешний рейд «Воля», «Траян» и шесть эсминцев.
Команда эскадренного миноносца «Керчь» заклеймила позором беглецов. На эсминце поднялся сигнал: «Судам, идущим в Севастополь: позор изменникам России!» Такие же сигналы взвились на мачтах всех судов, которые оставались в Цемесской бухте...
18 июня 1918 года рано утром в Новороссийск приехал Ф. Ф. Раскольников. Он ознакомился с планом затопления кораблей, который разработала накануне группа офицеров, собравшихся на эсминце «Керчь». Представитель Советского правительства одобрил этот план. Он приказал подготовить к отправке на Волгу катера-истребителя.
Командир эсминца «Керчь» Владимир Андреевич Кукель приступил к выводу судов на внешний рейд. Требовались буксиры. Однако на них не оказалось команд — сошли на берег. Тогда Куке ль нашел выход: корабли стал буксировать эсминец «Лейтенант Шестаков». В 5 часов 30 минут он начал выводить эсминцы к месту будущего потопления.
Над эсминцем «Гаджибей» взвился флажный сигнал: «Погибаю, но не сдаюсь!» Такие же сигналы поднялись над всеми кораблями. На молах, на пристанях толпились новороссийцы. Со слезами провожали они эскадру в ее последний путь... Много было здесь моряков, которые сошли с кораблей. Им, матросам революции, предстояли новые бои.
Эсминец «Керчь», стоявший до этого в гавани, к 16 часам вышел на внешний рейд, обошел корабли. В. А. Кукель отдал приказ приготовиться к потоплению.
Изображение
Первым был торпедирован эсминец «Фидониси». Затем другие эскадренные миноносцы... Последним под воду ушел линкор «Свободная Россия». Огромный корабль медленно оседал на правый борт... Весь в дыму, он кренился все больше и больше, и наконец, с грохотом, роняя в волны орудийные башни, линейный корабль перевернулся вверх килем... Через 37 минут он ушел в глубину...
Полным ходом эсминец «Керчь» скрылся за Дообом. При подходе к Туапсе, в 22 часа, он дал в эфир радиограмму:
«Всем, всем, всем! Погиб, уничтожив часть судов Черноморского флота, которые предпочли гибель позорной сдаче Германии. Эскадренный миноносец «Керчь».
19 июня 1918 года в 5 часов 10 минут революционный корабль скрылся под водой.
После потопления флота часть черноморцев, погрузив на железнодорожные платформы вооружение, катера, орудия и пулеметы, с боями пробивалась к Царицыну, другая часть добралась до Москвы, откуда направилась в Нижний Новгород, где формировалась тогда Волжская военная флотилия. Активно участвовали моряки в боях на Волге, сражались в сухопутных частях Красной Армии. Из черноморцев была сформирована Заднепровская бригада бронепоездов, сыгравшая большую роль в разгроме Деникина.
Ушедшие в Севастополь суда вначале попали в руки немцев, а позднее к Деникину и Врангелю. При бегстве Врангель увел эти корабли в Бизерту, где они погибли.
Немцы отправили на каторжные работы всю команду линкора «Воля». Бесславна судьба предателей!
_________________
Консалтинг ВЭД, таможенные споры http://free-ved.com https://www.facebook.com/freeved https://www.facebook.com/groups/939516409465698

Не в сети
Администратор
Сообщения: 61
Зарегистрирован: 15 авг 2012, 15:58
Откуда: Новороссийск
Контактная информация:

Re: ИСТОРИЯ И АРХЕОЛОГИЯ НОВОРОССИЙСКА И ОКРЕСНОСТЕЙ

Сообщение Михаил Шавернев » 01 янв 2013, 21:53

http://www.anapacity.com/dayving-anapa/ ... omkiy.html
Эсминец Громкий
Эскадренный миноносец «Громкий», длина около 100 м, ширина — 10 м, лежит на левом боку, траверс поселка Мысхако, глубина по грунту — 44 м, минимальная по объекту 38 м. Доступ во внутренние помещения затруднен по причине узких и заиленных проходов, хорошо просматриваются винты, трубы, носовая надстройка, форштевень загнут в результате удара о грунт. Заложен на Невском судостроительным и механическом заводе в Санкт-Петербурге. Перезаложен на Николаевском адмиралтействе (г. Николаев). Достроен в Николаеве.
Водоизмещение: 1110 тонн, длина 100 м, ширина: 100 м, осадка: 3,41 м.
Мощность механизмов: 24500 л.с., максимальная Скорость 34 узла, экономическая - 21 узла.
Вооружение (на 1916 г.): три 102 мм орудия, два 47-мм зенитных орудия, четыре 7,62-мм пулемета, пять х 2 457-мм торпедных аппарата, 80 мин. Экипаж эсминца 111 человек.

25 апреля 1918 года германское командование предъявило советскому правительству ультиматум о сдаче Черноморского флота. 29 апреля 1918 г. эсминец вместе с другими кораблями ушел из Севастополя в Новороссийск, чтобы избежать захвата кайзеровскими войсками.
28 мая 1918 г. была получена секретная директива, подписанная В. И. Лениным, о необходимости уничтожения кораблей Черноморского флота.
17 июня 1918 года, эсминец "Громкий", был затоплен экипажем у Мысхако. В точке 44°37"N 37°49"E на глубине 36-42 м. В 1947 г. при разминировании Цемесской бухты "Громкий" был обнаружен и обследован Аварийно-спасательной службой Черноморского флота, но ввиду сильной коррозии корпуса, надстроек и механизмов был оставлен на грунте.
Корабль лежит на левом борту, до половины погрузившись в ил. При затоплении он ударился носом о дно, поэтому носовая часть (форштевень) свернута на правый борт. Сейчас эсминец является одним из наиболее примечательных затопленных объектов Новороссийской бухты.
Изображение
_________________
Консалтинг ВЭД, таможенные споры http://free-ved.com https://www.facebook.com/freeved https://www.facebook.com/groups/939516409465698

Не в сети
Администратор
Сообщения: 61
Зарегистрирован: 15 авг 2012, 15:58
Откуда: Новороссийск
Контактная информация:

Re: ИСТОРИЯ И АРХЕОЛОГИЯ НОВОРОССИЙСКА И ОКРЕСНОСТЕЙ

Сообщение Михаил Шавернев » 01 янв 2013, 22:00

http://tsushima.su/forums/viewtopic.php?pid=464900

Кораблекрушения судов парусного флота в Черном и Азовском морях.


http://forum.tetis.ru/viewtopic.php?t=4 ... 3590b4bf7b

Затонувшие суда Черного и Азовского морей 2
_________________
Консалтинг ВЭД, таможенные споры http://free-ved.com https://www.facebook.com/freeved https://www.facebook.com/groups/939516409465698

Не в сети
Администратор
Сообщения: 61
Зарегистрирован: 15 авг 2012, 15:58
Откуда: Новороссийск
Контактная информация:

Re: ИСТОРИЯ И АРХЕОЛОГИЯ НОВОРОССИЙСКА И ОКРЕСНОСТЕЙ

Сообщение Михаил Шавернев » 01 янв 2013, 22:04

_________________
Консалтинг ВЭД, таможенные споры http://free-ved.com https://www.facebook.com/freeved https://www.facebook.com/groups/939516409465698
Закрыто