http://kad.arbitr.ru/Card/58b59d1d-7853 ... 24a29a6cd6как то так, все плохо
Таким образом, из буквального толкования приведённых выше положений п.6 ст.
147 закона № 311-ФЗ следует, что право на взыскание предусмотренных п.6 ст. 147 закона
№ 311-ФЗ процентов возникает у лица только в том случае, если таможенный орган до-
пустил просрочку установленного п.6 ст. 147 закона № 311-ФЗ месячного срока рассмот-
рения заявления о возврате, принятия решения о возврате и возврата сумм излишне упла-
ченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов.
То есть, в силу прямого указания в п.6 ст. 147 закона № 311-ФЗ установленные п.6
ст. 147 закона № 311-ФЗ проценты начисляются не за пользование перечисленными в
рамках таможенных правоотношений в федеральный бюджет денежными средствами, а в
качестве санкции за нарушение таможенным органом установленного п.6 ст. 147 закона №
311-ФЗ месячного срока рассмотрения заявления о возврате, принятия решения о возврате
и возврата сумм излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, на-
логов.
Применительно к излишне взысканным в прядке гл. 18 закона № 311-ФЗ таможен-
ных платежей так же отвечает смыслу п. 6 ст. 147 закона № 311-ФЗ и толкование преду-
смотренных данной нормой процентов, данное судом первой инстанции, как финансовая
компенсация потерь, вызванных незаконным бездействием таможенного органа в связи с
непринятием решения о возврате данных излишне взысканных таможенных платежей.
Это обусловлено тем, что в силу прямого указания в п. 6 ст. 147 закона № 311-ФЗ в случае
излишнего взыскания таможенных платежей проценты начисляются не с даты просрочки
принятия таможней решения по заявлению об их возврате, а с даты поступления данных
платежей в бюджет.
Однако само по себе указание в п.6 ст. 147 закона № 311-ФЗ на то, что при возврате
излишне взысканных в соответствии с положениями гл. 18 закона № 311-ФЗ таможенных
пошлин, налогов проценты на сумму излишне взысканных таможенных пошлин, налогов
начисляются со дня, следующего за днем взыскания, по день фактического возврата, не
изменяет указанного выше правового основания начисления процентов – просрочка рас-
смотрения таможенным органом соответствующего заявления и (или) принятия решения о
возвращении сумм излишне взысканных (уплаченных) таможенных платежей.
В данном случае, исходя из буквального смысла п.6 ст. 147 закона № 311-ФЗ, зако-
нодатель применительно к случаям излишнего взыскания в соответствии с положениями
гл. 18 закона № 311-ФЗ таможенных платежей таможенными органами изменил только
срок начала начисления предусмотренных п.6 ст. 147 закона № 311-ФЗ процентов, опре-
делив его не со дня истечения месячного срока после поступления к таможне заявления о
возврате излишне уплаченных таможенных платежей в случае не рассмотрения данного
заявления в месячный срок, а со дня, следующего за днём взыскания излишних платежей.
Однако, само по себе изменение начала периода начисления процентов, предусмот-
ренных п.6 ст. 147 закона № 311-ФЗ, не изменяет правовой природы предусмотренных
данной нормой процентов - это проценты за нарушение таможенным органом месячного
срока рассмотрения заявления о возврате, принятия решения о возврате и возврата сумм
излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов.
Возврат таможенных платежей производится в силу ст.ст. 89, 90 ТК РФ, п.1 ст. 147
закона № 311-ФЗ только в заявительном порядке – то есть, по заявлению плательщика.
При этом, одно лишь установление того, что соответствующие таможенные платежи
являются излишне уплаченными (взысканными) само по себе не является безусловным
основанием для принятия таможней решения о возвращении данных платежей.
Пунктом 12 ст. 147 закона № 311-ФЗ прямо установлено, что возврат излишне упла-
ченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов не производится:
1) при наличии у плательщика задолженности по уплате таможенных пошлин, нало-
гов в размере указанной задолженности. В указанном случае по заявлению плательщика
(его правопреемника) может быть произведен зачет излишне уплаченных или излишне
взысканных таможенных пошлин, налогов в счет погашения указанной задолженности с
учетом положения части 10 настоящей статьи;
2) если сумма таможенных пошлин, налогов, подлежащих возврату, составляет ме-
нее 150 рублей, за исключением случаев излишней уплаты таможенных пошлин, налогов
физическими лицами или их излишнего взыскания с указанных лиц;
3) в случае подачи заявления о возврате сумм таможенных пошлин, налогов по исте-
чении установленных сроков.
Так же п.13 ст. 147 закона № 311-ФЗ установлено, что при наличии задолженности
по уплате таможенных пошлин, налогов, пеней и процентов таможенный орган вправе
осуществить ее взыскание за счет сумм излишне уплаченных или излишне взысканных
таможенных пошлин, налогов в соответствии со ст. 158 закона № 311-ФЗ.
Кроме того, в силу п.7, 10 ст. 147 закона № 311-ФЗ, перечисление излишне уплачен-
ных (взысканных) таможенных платежей на расчётный счёт плательщика не является
единственным способом возвращения данных платежей, данный возврат по желанию пла-
тельщика (его правопреемника) может так же производиться в форме зачета в счет испол-
нения обязанностей по уплате таможенных пошлин, налогов, пеней, процентов, в форме
зачета в счет исполнения обязанностей по уплате ввозных таможенных пошлин.
В дополнение к этому, согласно п. 4 ст. 147 закона № 311-ФЗ при отсутствии в заяв-
лении о возврате требуемых сведений и непредставлении необходимых документов ука-
занное заявление подлежит возврату плательщику (его правопреемнику) без рассмотрения
с мотивированным объяснением в письменной форме причин невозможности рассмотре-
ния указанного заявления. Возврат указанного заявления производится не позднее пяти
рабочих дней со дня его поступления в таможенный орган. В случае возврата таможенным
органом указанного заявления без рассмотрения плательщик (его правопреемник) вправе
повторно обратиться с заявлением о возврате излишне уплаченных или излишне взыскан-
ных таможенных пошлин, налогов в пределах сроков, установленных частью 1 настоящей
статьи.
Из этого следует, что само по себе признание решением суда незаконности коррек-
тировки таможенной стоимости, влекущее, как следствие, вывод о незаконности доначис-
ления в результате такой корректировки таможенных платежей, не является для таможни
основанием для возвращения излишне уплаченных (взысканных) таможенных платежей
по результатам данной корректировки, если их плательщик (его правопреемник) не обра-
щался к таможне в установленном ст. 147 закона № 311-ФЗ порядке с заявлением о воз-
вращении ему данных платежей.
Возврат излишне уплаченных или взысканных таможенных платежей носит заяви-
тельный характер, то есть, инициирование данной процедуры возврата осуществляется
плательщиком платежей (его правопреемником) путём подачи предусмотренного ст. 147
закона № 311-ФЗ заявления.
В случае, если таможенный орган рассмотрел такое заявление и принял по нему за-
конное решение в месячный срок с даты его поступления, установленные п.6 ст. 147 зако-
на № 311-ФЗ правовые основания для взыскания с таможни, то есть, из федерального
бюджета, процентов за нарушение таможенным органом месячного срока рассмотрения
заявления о возврате, принятия решения о возврате и возврата сумм излишне уплаченных
или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов отсутствуют.
Это прямо в частности обусловлено тем, что такой просрочки таможенным органом
не допущено.
Соответственно, если просрочки при рассмотрении заявления и принятия решения
по нему не таможней допущено, то не имеется и предусмотренных п.6 ст. 147 ТК РФ пра-
вовых оснований для взыскания из федерального бюджета денежных средств в качестве
процентов – фактически штрафной санкции за ненадлежащее исполнение таможенным
органом установленной п. 6 ст. 147 закона № 311-ФЗ обязанности рассмотреть заявление о
возвращении излишне уплаченных или взысканных таможенных платежей и принять по
нему решение в месячный срок с даты поступления данного заявления.
Иной подход к толкованию положений п.6 ст. 147 закона № 311-ФЗ, согласно кото-
рому основанием для взыскания предусмотренных данной нормой процентов является
признание решением суда незаконной произведенной таможней корректировки таможен-
ной стоимости, фактически приводит к тому, что на основании данной нормы из феде-
рального бюджета в пользу хозяйствующего субъекта в рамках таможенных правоотно-
шений взыскиваются проценты за пользование излишне взысканными или уплаченными
таможенными платежами (чужими денежными средствами), начисляемые с даты поступ-
ления денежных средств в федеральный бюджет до даты их возвращения на счёт хозяйст-
вующего субъекта.
Однако, п.6 ст. 147 закона № 311-ФЗ не предусматривает правовой возможности для
взыскания процентов при указанных фактических обстоятельствах.
В действующем законодательстве, регулирующем таможенные правоотношения, так
же отсутствуют правовые нормы, предусматривающие возможность взыскания из феде-
рального бюджета в пользу хозяйствующего субъекта – участника таможенных правоот-
ношений процентов за пользование чужими денежными средствами применительно к
суммам излишне взысканных или уплаченных таможенных платежей.
Данным законодательством (п.6 ст. 147 закона № 311-ФЗ) предусмотрена только
правовая возможность взыскания в пользу такого хозяйствующего субъекта из федераль-
ного бюджета процентов за нарушение таможенным органом месячного срока рассмотре-
ния заявления о возврате, принятия решения о возврате и возврата сумм излишне упла-
ченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов.
Таким образом, право на взыскание из федерального бюджета предусмотренных п.6
ст. 147 закона № 311-ФЗ процентов возникает только в случае нарушения таможенным
органом установленного п.6 ст. 147 закона № 311-ФЗ месячного срока рассмотрения заяв-
ления о возврате, принятия решения о возврате и возврата сумм излишне уплаченных или
излишне взысканных таможенных пошлин, налогов.
При этом, решение таможенного органа об отказе в возврате излишне уплаченных
(взысканных) таможенных платежей не лишает возможности плательщика требовать на-
числения процентов за несвоевременный возврат этих платежей, если в судебном порядке
будет признан факт их излишней уплаты или взыскания таможенным органом.